Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
14.10.2015

Где был прикован прометей

ПРИКОВАННЫЙ ПРОМЕТЕЙ Датировка трагедии, ее стилистические особенности, место в ряду других драм о Прометее и даже авторство Эсхила являются в наше время предметом длительной полемики и весьма существенных разногласий. Никаких документальных данных о постановке «Прометея» не сохранилось. Язык трагедии существенно проще, чем в остальных сохранившихся произведениях Эсхила, роль хора — несравненно меньше. Все это побуждает относить «Прометея» к числу поздних творений драматурга, написанных в самые последние годы его жизни в Сицилии для местного театра, где не было полувековой традиции постановки трагедий с обширными партиями хора, как в Афинах. Не исключается и другая точка зрения — «Прометей» не был показан при жизни Эсхила, а впоследствии обработан его сыном Эвфорионом для постановки в Афинах в 40-е годы Однако и в этом случае нет оснований сомневаться в том, что разработка центрального конфликта трагедии принадлежит самому Эсхилу см. Что касается других эсхиловских драм, которые могли бы составить трилогию о Прометее, то из их числа надо в первую очередь исключить «Прометея — огневозжигателя» — сатировскую драму из тетралогии 472 г. Из двух остающихся «Прометей освобождаемый» см. Кроме естественного порядка событий, такая последовательность подтверждается и сохранившимися отрывками из этой недошедшей трагедии, и античными свидетельствами. Сложнее обстоит дело с «Прометеем-огненосцем», от которого сохранился один стих фр. Поэтому мнения исследователей разделились. Одни считают, что в утраченной трагедии изображалось похищение Прометеем божественного огня, т. Неясно, однако, чем можно было заполнить — в отличие от драмы сатиров — целую трагедию с таким содержанием и кто мог составлять в ней хор. Другие предполагают, что «Прометей-огненосец» завершал трилогию и что в нем изображалось установление культового праздника, справлявшегося в Афинах: в этот день гончары и кузнецы, проживавшие в предместье Афин — Керамике, гасили огонь в своих печах и горнах в ожидании, когда бегуны, зажегшие свои факелы от огня у алтаря Прометея в роще героя Академа, вновь принесут божественное пламя в их мастерские. В качестве параллели к такому содержанию «Прометея-огненосца» приводят финал «Эвменид», посвященный установлению их культа в Афинах. При этом, однако, забывают, что учреждение культа Эвменид занимает в одноименной трагедии не более одной пятой ее объема о предоставлении Эриниям убежища в Аттике Афина впервые заводит речь в ст. Ничего подобного в «Прометее-огненосце», показанном после «Прометея освобождаемого», представить себе нельзя: Зевс уже помиловал Прометея, между ними установился союз, и в память о мучениях Прометея люди будут носить на голове железный обруч, обо всем этом была речь в трагедии об освобождении Прометея. Чем же мог занять Эсхил постулируемую вслед за ней третью трагедию? Дать ответ на этот вопрос весьма затруднительно. Поэтому привлекает внимание точка зрения, согласно которой у Эсхила вовсе не было трагедии о Прометее—огненосце. Сохранившееся в каталоге пьес Эсхила название πυρφόρος «огненосец» — синоним слова πυρχαεύς «огневозжигатель»обозначавшего сатировскую драму 472 г. Правда, для первой половины Если же вспомнить о возможном создании трагедий о Прометее для сицилийского театра, где не было традиции постановок тетралогического комплекса, или, тем более, об их показе в Афинах в переработке 40-х годов, когда принцип связной трилогии вовсе вышел из сценической практики, то ничто не мешает принять гипотезу о существовании в творчестве Эсхила дилогии о Прометее. В известной нам греческой поэзии первую литературную обработку миф о Прометее получил в поэмах Гесиода. Обнаружив обман, Зевс спрятал от людей огонь, но Прометей выкрал его в полом тростнике и отнес людям. Тогда Зевс наслал на род человеческий обольстительницу Пандору, от которой на земле пошли все несчастья, а Прометея велел заковать в цепи и наслал на него орла, расклевывавшего его печень. Наконец, желая прославить своего сына Геракла, Зевс позволил ему убить орла и освободить мученика Прометея. В «Трудах и Днях», где тоже излагается сказание о Пандоре ст. Таким образом, у Гесиода получается, что деяния Прометея стали для людей скорее источником тяжких трудов и бедствий, чем благодеянием. Эсхил существенно видоизменил трактовку образа Прометея, сделав его не только похитителем столь нужного людям огня, но и первооткрывателем всех достижений цивилизации ст. Наряду с этим Эсхил ввел и другие мотивы, происхождение которых установить невозможно; вполне вероятно, что они принадлежат ему самому. Сюда относятся: 1 участие Прометея в заговоре титанов против Зевса, его попытка предотвратить их выступление и переход на сторону Зевса ст. Все эти нововведения в миф служат созданию образа непреклонного героя, знающего свое будущее и тем не менее не идущего ни на какие компромиссы с Зевсом. » — в переводе Адр. Пиотровского тексту предпослано сохранившееся в рукописях «содержание», аналогичное тем, которые приведены выше в примечаниях к другим трагедиям. Скифы, по тогдашним представлениям, населяли необъятные пространства на север от Греции и Черного моря, вплоть до «рубежей земли», т. Считали, что когда раздувавшие огонь на наковальне киклопы слишком усердствовали, из горы вырывается пламя. Возможно, Прометей был богом огня у догреческого населения Балканского полуострова; отсюда — необходимость его свержения, чтобы передать его права Гефесту, представителю олимпийского пантеона. Власть и Насилье по-гречески первая из них, Κράτος — мужского рода, второе, βὶη — женского — персонажи, известные из гесиодовской «Теогонии» ст. Власть у Эсхила — лицо без слов. Прометей, который обычно считается сыном титана Иапета и океаниды Климены, у Эсхила представлен титаном, сыном Фемиды, которая идентифицируется здесь с Геей см. Властелины новые — Зевс и его олимпийская родня, захватившая власть после свержения Крона. Столкновение новой власти с представителями старого порядка вещей так же актуально для «Прометея», как для «Эвменид», где Эриниям противопоставляются Аполлон и Афина. Злодея пригвозди к скале. Вероятнее всего, фасад сцены был декорирован так, чтобы изображать скалистый хребет. К одной из скал, позади которой находилась центральная дверь сценического здания, приковывался Прометей. В финале драмы было достаточно открыть настеж эту дверь, чтобы Прометей вместе со скалой провалился назад, — для зрителя это должно было означать его погружение в Тартар. Однако безжизненная кукла, неспособная сделать малейший жест головой, едва ли могла возбудить сострадание зрителей. Конечно, никто не думал пронзать насквозь железным костылем живого исполнителя; актеру, исполнявшему роль Гефеста, достаточно было сделать несколько взмахов молотом, сопровождавшихся лязгом металла ср. Вкрапление анапестов в монолог Прометея здесь и дальше, ст. В то же время употребление анапестов в выходном монологе персонажа — пример, не известный из других трагедий Эсхила. Парод, в котором лирические строфы хора чередуются с анапестическими партиями Прометея, тоже не встречается в других трагедиях Эсхила. Появление хора в крылатой колеснице составляет еще одну проблему. В греческом театре применялась специальная машина, напоминающая журавль у деревенского колодца она так и называлась: «машина» или «журавль»с помощью которой могли появляться спускающиеся с небес боги или обожествленные герои. Однако поднять хор, состоявший из 15 человек, такое устройство, конечно, не могло. Остается предположить, что снабженная крыльями повозка выкатывалась либо на орхестру, либо на крышу сцены, откуда Океаниды со временем спускаются на орхестру 278—283. Во втором случае придется согласиться с тем, что строфы хора исполнялись в сопровождении минимальных телодвижений. Пиотровским, видимо, считавшим, что Прометея изображала кукла выше человеческого роста. Поскольку же Прометей знает, что Зевс со временем захочет обладать Фетидой и породит себе противника, если не будет вовремя предупрежден о последствиях этой связи, он провидит в этом угрозу власти Зевса. У Платона в «Горгии», 523d, история излагается следующим образом. Раньше одни люди судили других до наступления срока их смерти, присуждая одним поселение на Островах Блаженных, другим — пребывание в Тартаре. Заручившись изреченным приговором, люди имели еще время обмануть судей. Тогда Зевс поручил Прометею пресечь эту систему, а людям назначил умирать без предупреждения и поступать на суд других умерших уже после смерти. Поскольку, кроме Эсхила и Платона, мотив этот нигде не встречается, можно сделать вывод, что Платон перетолковал мысль своего предшественника в пользу Зевса. В «Трудах и Днях» рассказывалось, как в наказание за похищение огня, дарованного Прометеем смертным, к людям была послана Пандора с сосудом, содержащим все беды и болезни; только на дне его притаились надежды. Открыв крышку сосуда, Пандора выпустила наружу все беды, которые и стали настигать смертных. Когда Пандора по воле Зевса захлопнула крышку, то надежды остались внутри сосуда, недоступные смертным ст. С другой стороны, по Эсхилу, Прометей был женат на океаниде Гесионе см. Океан-поток, по представлениям древних, обтекал вокруг всю земную твердь. В страну, железа мать — в Скифию, см. Прометей, по мнению Океана, сочтет этот призыв «устарелым» 317 сл. Был ты мой сподвижник — загадочная фраза. Раньше Прометей сказал, что из всех титанов он один встал на сторону Зевса ст. Текст, скорее всего, испорчен; может быть, что-нибудь выпало. Во всяком случае, перевод «бунтовал со мной» — сильное преувеличение. Атланта чаще всего представляли себе как титана, удерживающего на плечах небесный свод ср. С другой стороны, согласно «Одиссее», I, 52 сл. Эсхил склонялся, по-видимому, ко второму образу. В любом случае Атланта локализовали «в странах западных», на краю тогдашней ойкумены совр. Гибралтарский пролив с противостоящими друг другу скалами. Тифон Тифоейобычно олицетворяющей знойный ветер пустыни ср. «Семеро», 493 и примеч. Потерпев поражение, Тифон был заживо погребен под Этной 365 ; вулканические извержения ее недр представляются как результат яростного дыхания Тифона. Описание борьбы Зевса с Тифоном см. Гиерон, 549 тиран Сиракуз, восстановил город и назвал его Этной. Торжества в честь его основания происходили в конце 70-х годов, и Эсхил, вероятно, принимал в них участие, показав там «Персов» и специально для этого случая написанную трагедию «Этнеянки» фр. Тогда же он мог услышать и о последствиях извержения Этны. Племя девушек-наездниц — амазонки, которых Эсхил помещает на севере или северо-западе от Черного моря ср. Здесь же на его карте мира расположена и Колхида. У Меотийских мелей — у Азовского моря. Над Кавказской крутизною — см. Однажды — текст испорчен. В самом деле, оковы, наложенные на Атланта, не вяжутся с его описанием в ст. Перевод сделан по общему смыслу. Птиц полет я объяснил. Моревна — попытка Пиотровского передать эту родословную Гесионы одним словом в духе русского фольклора. Тысячеглазый у Эсхила: «с десятью тысячами глаз» — преувеличение, порожденное болезненным состоянием рассудка Ио. Божью болезнь — т. Лерна — болотистая местность недалеко от Аргоса. Додона — прорицалище Зевса в Эпире. Здесь жрецы гадали по шелесту священного дуба. Керхнея — город недалеко от Аргоса. Скифы кочевые описываются и Геродотом IV, 46который помещает их близ Меотийского Азовского моря. Халибы — традиционно известны как мастера обработки стали. По Геродоту I, 28они живут на южном берегу Черного моря. Здесь они, однако, помещены в северной Скифии. Фемискира — город на южном берегу Черного моря; Фермодонт — впадающая в море недалеко от Фемискиры река. Как видно, амазонки, живущие сейчас на севере Скифии ср. Эсхил стремится совместить здесь две версии о местожительстве амазонок: одна помещала их в Скифии, другая — в районе Фермодонта Геродот, III, 110. Под Сальмидесской отмелью Эсхил имеет в виду, по-видимому, нынешний Сиваш, хотя исторический Сальмидес находился недалеко от входа в Мраморное море. Меотиды переплыть пролив — т. Киммерийский Боспор; греки производили это наименование от словосочетания βοὸς πόρος — «коровья переправа». Босфори география ее странствий вообще более надежная, чем в «Прометее»: там Эсхил ограничивался хорошо знакомой ему Грецией вплоть до Фракии, здесь удаляется в менее известные области на запад и север от Черного моря. Странствия Ио на востоке носят уже совсем фантастический характер. Пройдя Керченский пролив, материки разрезавший, Ио должна обойти Каспийское море прибой. Скорее всего, Кисфена — просто поговорочное обозначение очень отдаленной земли. Дальше следуют персонажи, известные по мифу о подвигах Персея, — Форкиды и Горгоны, за ними — полусказочные грифы существа с телами львов, но орлиным клювом и крыльямиборющиеся с одноглазыми Аримаспами за золото см. Павсаний, I, 24, 6которое приносит Плутонов поток, нигде больше не упоминаемый. О грифах и Аримаспах ср. Геродот, III, 116; IV, 13. Затем путь Ио идет на юго-восток, к эфиопам народец черныйобычно локализуемым на юге от Средиземного моря, к верховьям Нила эту его часть Эсхил называет Эфиоп-рекойчерез нигде больше не упоминаемые Библосские горы в дельту Нила в землю треугольную и к Канопу см. Начало странствий Ио пролегает через не упоминаемые здесь Эсхилом Фокею и Этолию в Эпир, прибрежная часть которого называлась Феспротией отсюда Феспрот-Зевс ; восточнее лежала Молосская равнина, с возвышающейся над ней Додоной. Отсюда Ио мчится вдоль берега Адриатического моря широкого залива Реи. Поскольку Адриатическое море служит продолжением на север Ионийского моря, Эсхил производит это название губа. Ионийская от имени Ио. Излагается содержание трилогии о Данаидах. Оригинал παίδϖν ϊμερος допускает дополнительное значение: желанье иметь детей. Лучник знаменитейший — Геракл. Два тирана пали в пыль. Именно так следует отвечать насилием насильникам». Единственный случай у Эсхила, когда стих делится между двумя персонажами. Была ли использована эта версия в «Прометее освобождаемом», неизвестно. Вот на деле уже. Остальное аудитории предлагалось домыслить самой. Об исчезновении Прометея см. Хор, вероятно, при первых шумовых эффектах в испуге покидал орхестру через один из ведущих к ней боковых проходов пародов.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Список продуктов на праздник
Нос шелушится что делать
Технологическая схема предоставления государственных услуг
Жидкость для дым машины состав
Результаты матчей футбола
Приказы министерства здравоохранения республики казахстан
Справка за 3 месяца
Письмо чехова брату
Сравнительная характеристика века нынешнего и века минувшего
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Карта сайта
Извещение о дтп бланк росгосстрах
Дектомакс инструкция для собак
Дружеская лирика пушкина стихи список
Женские группы 90 х годов русские список
Вышивка бисером свадебного платья
Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам